- Главная
- /
- Работа в графическом редакторе Corel DRAW
- /
- 🟦🟥🟨⬛Какая цветовая модель подходит для полиграфии. Разница между...
Цветовые модели RGB, CMYK и HSB
Какая цветовая модель подходит для полиграфии?
Все виды графических редакторов работают с определенными цветовыми моделями. Цветовых моделей всего три RGB, CMYK и HSB. И в этой статье Я хочу рассказать из каждой из них поподробнее.
Эти забавные RGB, CMYK и HSB на самом деле базовые понятия в цветопередаче для каждого дизайнера. Дизайнеры впитывают эти понятия систем цветопередачи с самых азов обучения.
Один и тот же цвет при создании макета на компьютере и после печати на бумаге будут выглядеть совсем по разному. Давайте разбираться почему.
✔ Особенно эта информация будет полезна тем, кто планирует выпускать полиграфическую продукцию.

Цветовая модель:
Способ описания цвета при помощи количественных характеристик называется цветовая модель.
Абстрактная модель описания в 3-х, или четырехзначных числах, в которых представлены конечные цвета и есть описание термина цветовая модель. А эти числа в свою очередь называются цветовыми компонентами, или цветовыми координатами.
Для того, что бы описать отраженный и излучаемый цвета – используют цветовую модель. При помощи цветовой модели мы можем, используя метод интерпретации определить цветовое пространство.
Честно говоря все это знать необходимо только дизайнерам, но и простым не посвященным тоже неплохо иметь представление что бы не попасть в неловкую ситуацию как одна из моих заказчиц.
Захожу однажды к себе в офис – все прилежно трудятся, дизайнер работает с заказчицей и после утверждения макета в печать заказчица задает вопрос:
– А в сколько цветов Вы печатаете?
Дизайнер не задумываясь отвечает:
– В четыре
На что заказчица подумав говорит:
– У нас же в мониторе 256 цветов 🤣
Я тихонечко вышел из кабинета 👻
И как раз для тех, кто не хочет попадать в такие ситуации и пишется эта статья ❗
Цветовая модель RGB

Давайте обратимся к цифрам.
Мониторы компьютеров и хорошие печатающие устройства поддерживает 16.7 миллионов различных оттенков. Эта цифра обоснована тем, что для получения нужного, конечного цвета смешиваются три базовых цвета в различных пропорциях. Три базовых цвета – это красный, синий и зеленый.
Так вот в графических редакторах каждый из этих цветов представлен 256-ю оттенками 256х256х256 = 16.7 миллионов.
Цветовая модель RGB названа так по трем заглавным буквам названия цветов лежащих в ее основе Red, Green, Blue, или красный, зелёный, синий. Из этих же цветов и получаются все промежуточные цвета.
Эта модель по научному называется аддативная – от английского ADD – добавлять. При помощи аддативной модели выводится изображение на любое электронное устройство.
Аддативная модель обладает огромным цветовым охватом помогающим нашему восприятию изображений.
В цветовой модели RGB на мониторе палитра образуется, или складывается из светящихся точек различной насыщенности.
На бумаге добиться цветовой модели RGB просто не возможно и это из-за того, что бумага имеет свойство поглощения света и не светится – от слова совсем. 📝
Нужный цвет получится только тогда, когда к изначально черному цвету добавляются ключевые цвета в определенном процентном соотношении. Каждый оттенок цвета возможно описать тремя цифрами, которые обозначают яркость каждого из цветов.
Направив на белую стену, в одну точку три луча красного, зеленого и синего цветов мы получим в центре белое пятно, т.к. в этой точке интенсивность цветов достигает ста процентов. А в тех местах где лучи пересекаются, или накладываются друг на друга мы получим новые оттенки.
- Зелёный+Синий — голубой (Cian)
- Синий+ Красный — пурпурный (Magenta)
- Красный+Зелёный — пурпурный (Magenta)
Цветовая модель CMY(K)

И вот как раз три полученных цвета голубой (Cian), пурпурный (Magenta), пурпурный (Magenta) – лежат в основе цветовой модели CMYK. Она называется от английского subtraсt (вычитать) – субстрактивная модель.
Субстрактивная модель основывается на вычитании первичных цветов из белого то есть: пурпурный цвет вычитает из белого зеленый, желтый вычитает синий, а голубой цвет вычитает из белого цвета красный.
В полиграфии используется именно цветовая модель CMY(K) ( для стандартной, офсетной печати, или триадной печати). CMY(K) имеет гораздо меньший цветовой охват по сравнению с RGB.
Печатные материалы имеют свойство светоотражения и поэтому в полиграфии и используют цветjвую модель CMYK, удобнее считать сколько света отражается, чем сколько поглощается от той или иной поверхности.
Вы спросите – а где (К) и как он получается и для чего нужен в модели CMY(K), почему он в скобках.
Ответ очень прост.
В теории при смешении трех основных светов CMY должен получиться черный цвет. Но на практике добиться, даже в лабораторных условиях, чистых, исходных цветов практически невозможно.
При наложении трех цветов для получения черного цвета необходима плотность краски 100%, а это очень сильно увлажняет запечатываемый материал, что влияет на конечное качество продукции.
Да и черный получается не черный, а некое темное подобие.
Поэтому и ввели в палитру дополнительный, черный цвет для получения насыщенных темных оттенков и самого черного.
Буква К В модели CMY(K) обозначает Key Color – ключевой цвет и взята у слова BLACK.

Коротко о цветовой модели HSB

Цветовая модель HSB (Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость) основывается на RGB модели. Только у нее совсем другая система координат и в ней каждый из цветов получается в следствии добавления к основному цвету черной, или белой краски.
В итоге ТОН и является цветом, насыщенность – это % добавленной белой краски, а яркость % добавленной белой краски.
Палитру HSB используют в своей работе художники для достижения большей насыщенности цветов и подбора оттенков.
Что особенно интересно – в цветовой модели HSB цвета не соответствуют общепринятому описанию цветов, которые воспринимаются человеческим глазом.
Цветовые модели CMY(K) и RGB – в чем различия?
Краткий итог:
RGB – цветовая модель основанная на сложении цветов и на этой модели строятся цвета на электронных носителях и экранах кино.
CMYK – цветовая модель, основана на вычитании цветов и именно в этой модели формируется макет для последующей печати.
✔ Все графические редакторы воспринимают и могут работать с цветовыми моделями и того и другого типа.
RGB – излучаемый цвет (свет) и образуется он за счет интенсивного свечения
в то время как CMY(K) – отражаемый и получается при наложении красок друг на друга (офсетная печать в полиграфии)
Макеты для полиграфии возможно делать в любой палитре, но перед сдачей в печать необходимо заменить аддетивную модель на субстрактивную обязательно.
Так что когда Вам при сдаче вроде бы подготовленного макета в типографию говорят, что необходимо править макет. В 90% случаев именно переведение из RGB в CMYK и имеется ввиду.
Открою страшную тайну, да простят меня дизайнеры всех калибров и мастей. Переведение из CMY(K) в RGB делается нажатием пары клавишь и занимает меньше минуты.
В то время как типогравские препресчики начинают визжать и истерить если в макет затесался RGB элемент. Начинают пугать, что будет дикая потеря в качестве, что нужно этот элемент обязательно найти и стоить это будет как золотая батарея.
НЕ ВЕДИТЕСЬ ВЫ ТЕПЕРЬ ЗНАЕТЕ В ЧЕМ ДЕЛО!
0 Комментариев